«У каждого режиссёра есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится».
Алексей Октябринович Балабанов о своём фильме 1998 года.
Удивительно, правда? Ведь большинство считает, что он известен только по урапатриотическим фильмам «Брат 1 и 2», ну, может, ещё по хулиганскому «Жмурки», да страшному до мурашек «Груз 200».
А ведь у него есть и другие фильмы, проникнутые философией, вывернутым наизнанку внутренним миром, полным жути и страхов, тесной связью мистики и реальности.
Я собиралась на выставку-путешествие «Балабанов» месяца три, и вот, наконец, успела заскочить в последний вагон трамвая – посетила в последний день её работы.
Почему трамвая? Ну, это так по-балабановски»! Ведь он сам говорил: «Я люблю старые трамваи. В этом нет никакой метафоры современности, никакой булгаковщины. Красивые они, вот и все». А Питер – это трамвайная столица, за что попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый трамвайный город на земле, на минуточку!
Экспозиция, конечно, удивительная. И по масштабам(3 тыс. кв. м пространства «Цех» в «Севкабеле»), и по силе эмоционального воздействия... Я загрузилась капитально, но осталась в диком восторге)
Интерактивная выставка провела через каждый фильм, над которым работал режиссёр, и которые не успел снять. Режиссер хотел снимать фильм о приключениях иностранца в России с Брюсом Уиллисом!!; запустился с фильмом об очутившемся в Сибири брокере из Нью-Йорка, но актер Майкл Бин ушел в запой в Иркутске и контракт с ним расторгли; мечтал о фильме о молодом Сталине и экранизации «Пикника на обочине» Стругацких.
Многочисленные архивные материалы позволили изучить полную фильмографию Балабанова, без которых невозможно было бы разобраться в художественных кодах, зашифрованных в его картинах, а также проследить влияние личной жизни художника на его творчество.
Кто знает, например, что он летал на военном самолёте переводчиком в Анголу, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Сирию? Афганистан тоже задел жизнь Балабанова. В целом, об этом отрывке жизни мало что известно. Одно лишь можно сказать точно – служба в армии определённо повлияла на будущие картины режиссёра. Известно, что Балабанов находился на борту, на котором как раз и перевозились грузы 200.
Интересная задумка организаторов: рассказчики, ведущие зрителя по выставке через аудиогид, – сыновья Алексея, братья Пётр и Фёдор Балабановы. Иногда в диалог с путешественником по художественной вселенной Балабанова вклиниваются актёры, как, например, Сухоруков, Маковецкий, Бодров, что даёт возможность посмотреть на вещи под другим углом. Все их воспоминания бесценны.
На мой взгляд, получилась очень эмоциональная история, без застывших декораций или безличных аннотаций. Сценография и драматургия позволила почувствовать себя героями балабановских кинолент. Я попала внутрь многогранного и сложного произведения искусства, так и призывающего посмотреть(оказывается, даже я, видела не все), пересмотреть и прочувствовать ещё раз фильмы мастера.
«Я не считаю кино искусством. Искусство — это когда человек что-то делает один. Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек — какое это к черту искусство?» Так говорил Балабанов, но я думаю, что он лукавил. Разве эти 50 человек смогли бы создать нечто подобное без него?)
И напоследок его фраза, над которой можно подумать на досуге: «Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру — узнаю».
Балабанова можно любить или же не любить вовсе. Одного, правда, не отнимешь: Балабанов – пусть противоречивый, но гений своего времени.
#балабанов #балабановбрат #Брат2 #проуродовилюдей